Рекламное мышление

Александр Репьев, Президент агентства Mekka Advertising

  Надобно учить не мыслям, а мыслить.
И. Кант
Ученье без размышления есть потеря времени, размышление без учения опасно.
Конфуций

 

К НЫНЕШНЕМУ РЫНКУ России можно применить слова Эйнштейна: "Значительные проблемы, стоящие перед нами, не могут быть решены на том же уровне мышления, на котором их создали."
Мышление российского бизнесмена - это советское мышление с легким налетом головокружения от успехов в годы дикого псевдорынка, когда все крутили деньги, заполняя пустые полки, и когда вместо понимания законов рынка нужны были несколько иные качества. Тогда нужна была и иная реклама.
Но полки заполнились, и потребовались новые методы и новые мозги - мозги творческого маркетолога, думающего рекламиста и просвещенного рекламодателя.
Наконец потребовалась и реклама, которая умеет побеждать не на конкурсе в Каннах и Урюпинске, а на рынке, т.е. реклама, способная поднимать продажи, запускать новые товары, обеспечивать победу на выборах, внедрять социальную идею. Создавать такую рекламу можно только на новом уровне мышления. Это мышление нам нужно осваивать!

Хороший рекламист - это специалист по предложениям, от которых трудно отказаться. Правда, в отличие от Дона Карлеоне, признанного мастера подобных предложений, рекламист должен достигать результата более тонкими методами.
Какими качествами должен обладать рекламист, чтобы уметь создавать такие предложения?
Многие (но не все) согласятся, что для этого важны общая эрудиция и знания, с трудом добытые предыдущими рекламными поколениями. А также собственный "опыт, сын ошибок трудных".
Все признают, что рекламисту нужен талант, хотя не все дадут ему точное определение. Буквально все будут взахлеб говорить о творчестве, вкладывая в это понятие каждый свое, и часто совершенно не то.
Достаточно ли перечисленного, чтобы быть профессиональным рекламистом? Отнюдь.

Что же нужно еще?

Чувствовать и мыслить "по-рекламному"

Я пришел в рекламу в 1966 г. англоязычным копирайтером "Внешторгрекламы". Сотни рекламных и маркетинговых проектов в России и за рубежом, сотни встреч с рекламистами и рекламодателями, много удач и еще больше неудач, много учебы и размышлений, а в последнее время и опыт преподавания рекламы, убедили меня в том, что рекламисту нужно нечто большее. Ему нужен сплав из умения ЧУВСТВОВАТЬ по-рекламному (нечто, подобное музыкальному слуху) и умения МЫСЛИТЬ по-рекламному. Именно это сочетание я и осмелюсь назвать рекламным мышлением.

Если человек таким мышлением не обладает, то заниматься ему созданием продающей (я подчеркиваю - ПРОДАЮЩЕЙ!) рекламы, противопоказано.
Как показывает весь опыт мировой рекламы, это мышление важнее знания языка и дизайна, психологии и системы Станиславского, законов зрительного восприятия и читаемости, полиграфии и операторского искусства. Без этого мышления эти знания мертвы.
На конференции Международной рекламной ассоциации в Майями, я предложил представителям рекламных колледжей мира обсудить понятие "рекламного мышления" и идею тестирования людей на пригодность к занятию маркетингом и рекламой. Многие признались, что нечто подобное приходило на ум и им. Дискуссия продолжается по электронной почте и по сей день.
Созрели ли российские рекламные умы для обсуждения подобных тем, я не знаю. Тем не менее, я рискну начать этот разговор.

Две стороны головного мозга

В широком смысле слова мышление - это способность мыслить. Но что имеют в виду, когда говорят о научном мышлении, политическом мышлении, маркетинговом мышлении и т.д.? Четкого определения вам не даст никто. Точно так же, как никто не даст четкого определения таких понятий, как творчество, опыт, интуиция и так далее.
Но что известно доподлинно, так это то, что и мышление, и творчество гнездятся в нашем головном мозгу. А наш мозг состоит из двух полушарий, каждое из которых выполняет свои задачи.
Левое полушарие "отвечает" за логику, речь, анализ фактов и память. Считается, что оно более развито у представителей точных наук и прочих профессий, полагающихся на информацию и формальную логику. Правое полушарие иррационально - оно "чувствует", оно позволяет нам ценить прекрасное. Считается, что оно в большей степени отвечает за воображение и интуицию, и более развито у художников. А какое полушарие "отвечает" за творчество? Оба.
В чем был не прав Драган Сакан, организатор творческого слета Ideas Campus в Пирано? В своем манифесте он заявил, что у всех собравшихся сердца временно переносятся на правую сторону (чтобы быть поближе к творческой части мозга). Участники получили футболки с нарисованным справа сердечком. На футболках недоставало еще одного сердца, левого, ибо настоящее творчество - это сплав алгебры и гармонии, и "живет" творчество в ОБОИХ полушариях.
Эти милые анатомические вольности не столь безобидны, как может показаться. Они суть отражение заблуждения рекламной богемы, глубоко убежденной в том, что реклама - это вотчина исключительно "изячных" искусств, что реклама не требует левого полушария.
Все свои идеи эта публика черпает из единственного источника - с "креативного" потолка. Она плодит бесформенные цветные пятна или видеоролики, которые удивляют даже своей неэстетичностью (а созданы они якобы эстетами!), скукотищей (а созданы они с претензией на развлекательность и юмор!) и даже откровенной глупостью. А продаваемость? Ею обычно и не пахнет.

Реклама - это занятие для "ломоносовых" и "леонардо"

Особых успехов добивались и добиваются такие люди, как Леонардо да Винчи и Ломоносов, то есть сочетающие в себе железную логику (левое полушарие) и художественное воображение (правое полушарие).
Некоторые современные науки стали настолько сложными, что добиться успеха в них теперь можно только при использовании абсолютно всех ресурсов мозга. Физик Роберт Оппенгеймер подчеркивал необходимость объединения возможностей науки и искусства при решении задач на границе познания. Эйнштейн (который сам был хорошим скрипачом) говорил, что "величайшие из ученых также являются художниками". Действительно, среди выдающихся ученых можно встретить неплохих музыкантов, художников и поэтов.
Читая о том, как создавались рекламы, ставшие классикой, отмечаешь: вот здесь автор работает как блестящий аналитик, а вот здесь ему подсказывает что-то интуиция и вдохновение.
Огилви так охарактеризовал качества, присущие настоящему рекламисту: живое воображение (правое полушарие), смягченное маркетинговой мудростью (левое полушарие). В рекламе алгебра и гармония, чувства и разум - это сиамские близнецы.
Иначе говоря, в рекламе нужны мозги, у которых оба полушария "талантливы". Не беда, если они талантливы не в равной мере. Рекламист с более развитой левой стороной мозга лучше сделает "рациональную" рекламу, в частности рекламу высоких технологий; а его коллега с более развитой правой стороной лучше сделает рекламу духов. Но ни тот, ни другой не допустит ляпов с "противоположной стороны".
Оказалось, что полушария можно тренировать, заставляя их взаимодействовать в решении различных, порой безумных, задач. Как изобразить закат музыкальными средствами? Как описать словами музыку?
Поупражняйте ваши полушария: гемоглобин крови и хлорофилл растений имеют почти одну и ту же формулу. Придумайте иллюстрацию этой идеи. Элегантный вариант ответа найдете ниже. Сравните с вашим.

Информация и решения

Мы постоянно слышим слово "информация": век информации, информационные технологии, кто владеет информацией, тот владеет всем. Словом, в наше сознание внедряется мысль, что чем больше информации, тем… А что "тем"? Что с этой информацией делать, для чего она, в конечном счете, нужна? Ведь сама информация никакой полезной работы не совершает. Да и что в данном случае может считаться полезной работой?
Полезной работой может считаться РЕШЕНИЕ, принимаемое на основании информации. То есть информация - это всего лишь сырье для принятия решения. Важно именно решение, правильное решение. Именно по способности принимать правильные решения оценивают менеджера, а не по его способности собирать информацию.
Есть области, такие как логистика, статистика, экономика, бухучет, где информация - это главное. Здесь принятие некоторых решений можно поручить компьютеру.
И есть области, в которых информация автоматически не приводит к решению. Участники медицинского консилиума могут по-разному интерпретировать данные обследования пациента. Сыщики могут по-разному строить версии на основании имеющихся улик; полководцы могут по-разному оценивать данные разведки. Именно в таких областях можно говорить о роли особого мышления.

Характеристики информации

Информацию характеризует ее объем, достоверность и стоимость получения. Так, говоря о маркетинговой информации в России, иностранные аналитики отмечают ее недостаточность, недостоверность и высокую стоимость.
Часто жалуются на недостаточность информации. Но и ее переизбыток не всегда благо. Опыт, в частности опыт разведок мира, показывает, что избыток необработанной информации может быть даже злом.
Информация может быть и бесполезной. Так, многие компании, по наивности, заказавшие дорогостоящие исследования рынка, часто не знают, что делать с выданными им томами, забитыми наукообразными таблицами и графиками. Бесполезной информацию может сделать и время - пока ее получали (часто в течение месяцев), поезд уже ушел. Дорога ложка к обеду!

Решения в маркетинге и рекламе

"Продуктом" маркетологов и рекламистов являются их решения. Чем они руководствуются, принимая их? Очень многое зависит от характера проекта, времени на принятие решения, имеющихся ресурсов и многого другого. Это решение будет определяться такими факторами, как:

  • Личные качества: мышление, ум и аналитические способности, образование и опыт, интуиция и изобретательность, темперамент, талант и трудолюбие;
  • Маркетинговый комплекс фирмы;
  • Научно-технические прорывы; изменения финансовой, юридической и прочей ситуации в компании и на рынке;
  • Результаты исследований рынка.

В любом случае, решения в маркетинге и рекламе - это сложные системные решения. А значит и маркетинговое мышление - это системное мышление, требующее учета массы фактов. В России, с ее огромным разнообразием маркетинговых и прочих условий, роль маркетингового мышления велика, как нигде.
Маркетологу в основном приходится принимать решения при недостатке информации, часто в состоянии стресса. Здесь, как показывает опыт, формальное маркетинговое образование помогает не всегда, иногда оно даже мешает. Ли Якокка в своей книге "Карьера менеджера" говорит о том, что он назвал "обремененностью образованием".
Якокка сказал Филипу Колдуэллу, возглавившему компанию "Форд" после его ухода: "Ваша беда в том, Фил, что вы окончили Гарвард, где вас учили не переходить к действиям, пока не станут известны все факты… К моменту, когда вы их наконец добыли, оказывается что они уже устарели, так как рыночная ситуация претерпела изменения. Вся жизнь - это фактор времени…. Обладая неким достаточным уровнем фактов, необходимо положиться на творческую интуицию, рискнуть." И далее: "Разумеется, менеджер обязан собрать как можно больше информации. Но в какой-то момент приходиться довериться интуиции, пойти на риск. Во-первых, потому, что даже правильное решение оборачивается ошибочным, если оно принято слишком поздно. Во-вторых, потому что, как правило, такой вещи, как абсолютная уверенность, не существует."

"Маркетинговая мудрость и воображение"

В Коране сказано: "Если вы не знаете, куда вы идете, то вас туда приведет любая дорога." Это мудрое изречение относится к тем рекламистам, которые, получив заказ, лихо начинают лепить картинки, не зная ни фирмы, ни ее товаров, ни ее рынка, ни ее конкурентов - их подобные "мелочи" просто не интересуют.
Многие не знают, или не хотят знать, что реклама - это неотъемлемая часть маркетинга; что рекламист - это тонкий маркетолог, умеющий делать рекламу; что рекламное мышление можно представить себе как "живое воображение, смягченное маркетинговой мудростью"; или как маркетинговое мышление, дополненное рекламной спецификой. (Говоря о маркетологе, мы имеем в виду и рекламиста.)
Кстати, сама маркетинговая мудрость основана на воображении, на умении поставить себя на место другого человека - покупателя, читателя, зрителя, слушателя. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, вначале зададимся вопросом - а что такое маркетинг? Среди десятков определений маркетинга наиболее простое и философски правильное следующее:

Маркетинг - это удовлетворение потребностей клиента с выгодой для себя.

Кто лучше удовлетворяет потребности клиента, тот делает лучший бизнес. А удовлетворяет эти потребности лучше тот, кто эти потребности лучше знает. И лучше знает своего клиента.
Лев Толстой говорил, что автору необходимо "носить обувь своих героев, рядиться в шкуру своих персонажей". Это относится и к маркетологу с его персонажами-клиентами.

На все глазами клиента

Чтобы быть хорошим маркетологом, нужно обладать определенными чертами характера, ума и психики, позволяющими смотреть буквально на все маркетинговые вопросы только с точки зрения клиента.
Есть люди, которым это удается интуитивно. Примером отличного маркетингового философа, маркетолога от бога, можно считать сигаретного короля Цино Давидоффа, который любил говорить: "Я никогда не занимался маркетингом. Я лишь не переставал любить своих клиентов". Генри Форд: "Секрет моего успеха в том, что я пытаюсь понять другого человека и смотреть на вещи с его точки зрения".
Можно ли научить будущих маркетологов "любить своих клиентов", думать "от клиента"? Одних можно, других нельзя. Как в музыке. Мой опыт общения с выпускниками Гарварда или London School of Economics наводит на мысль, что почтенные бизнес-школы не всегда и не у всех вырабатывают рыночное чутье. Делая упор на формальные маркетинговые инструменты, они плодят маркетинговых роботов.
Итак, маркетинг и реклама - это области, которыми может заниматься далеко не каждый. Более того, некоторым заниматься ими противопоказано. В этом нет ничего необычного и исключительного, ведь таких "особых" областей достаточно. Выше была упомянута музыка. Лютер Кинг, переводчик Библии на немецкий язык, говорил: "Перевод - это занятие не для каждого." Не из каждого получится хороший актер, врач, политик, режиссер, конструктор. Да что там говорить, не из каждого получится хороший крестьянин, токарь или сапожник. Наверное, каждая профессия требует от человека определенных данных, но далеко не в каждой профессии отсутствие таких данных столь критично, как в маркетинге и рекламе - уж слишком здесь высока (в буквальном смысле) стоимость ошибок.
В одной книге я встретил интересные выражения - Я-маркетинг и ТЫ-маркетинг. Первое означает отношение к рынку со своей колокольни. Второе означает маркетинг с позиции клиента. Есть также Я-реклама и ТЫ-реклама. Есть, правда, ни то, ни другое. Это псевдореклама.

Парадоксы маркетингового мышления

Почему маркетинговое мышление многим дается так трудно; а некоторым не дается совсем? Наверное, потому что это мышление строится на парадоксах. Вдумайтесь:

Хочешь добиться успеха?
Думай о другом. О клиенте.


На первый взгляд это абсолютный нонсенс. Как это так? - Думать о каком-то там клиенте, а не о себе! Многие, даже очень умные люди, не могут постичь эту простую мысль. Другие принимают ее логикой, но не сердцем, и никак не могут переключиться на мировоззрение, в центре которого стоит клиент, Его Величество Клиент. Уолтер Тэплин из Лондонской школы экономики:

"Потребитель - хозяин, а производитель и рекламо- датель - его рабы".

Необычные слова для человека, выросшего в далеко не рабском обществе! Вроде бы пожившим при тоталитарном режиме быть чьим-то рабом легче, чем рожденным в условиях свободы и прав человека. Но маркетинговое "рабство" особое.
"Совку" статус добровольного "раба" не понятен. Он может выступать только в роли фактического раба. Или рабовладельца. Возьмем для примера чиновничка уездного масштаба. Как он будет относиться к посетителям? По жизни его много унижали, а тут ему представилась возможность стать "петухом на навозной куче" - такой шанс отыграться!
А может это в нас сидит глубже. Вот что о "русском человеке у власти" писал Горький: "Недавний раб, он становится самым разнузданным деспотом, как только приобретает возможность быть владыкой ближнего своего". Может быть, поэтому наши доморощенные бизнесмены ни с кем на фирме не готовы делить власть, предпочитая контролировать даже чеки на офисную мелочевку.
Уважать и любить другого легче, когда тебя самого всю жизнь уважали и любили. Западнику проще: "маркетинговым" клиентом, т.е. клиентом, который всегда король, он привык быть с пеленок. Поэтому, когда он создает свой бизнес, он неосознанно делает его ориентированным на клиента.
Таким образом, философскую и психологическую подкладку маркетинга легче освоить свободному от рождения. Это еще один парадокс:
Быть по-настоящему рабом клиента может только свободный человек!
Немудрено, что философию ТЫ-маркетинга и ТЫ-рекламы воспринимают всего лишь несколько процентов постсоветских людей. Может быть, в следующем поколении россиян этот процент будет больше - жизнь заставит.

"Платиновое правило"

Все знают золотое правило из Библии - относись к другим так, как ты бы хотел, чтоб относились к тебе. Маркетологов и продавцов учат, что это правило к ним не подходит - далеко не все хотели бы, чтобы с ними обращались так, как с вами. Здесь рекомендуется использовать так называемое "платиновое правило":

Относись к клиентам так, как ОНИ бы хотели, чтобы относились к НИМ.

Но как узнать - как бы клиент хотел, чтобы к нему относились? Ответ на этот вопрос должен быть основной задачей маркетолога. Тот, кто найдет на него ответ и построит свои маркетинг и рекламу согласно полученному ответу, добьется успеха.

Философия "Удовлетворение клиента"

Постепенно стали понимать, что подходить к клиенту, руководствуясь просто здравым смыслом, уже недостаточно. Была разработана теория Customer Satisfaction (Удовлетворение Клиента), в рамках которой буквально все рассматривается через призму выгодности для клиента.
Об эффективности этой философии говорит пример компании MINOLTA. Несколько лет тому назад она ввела у себя программу CS-Pro (Customer Satisfaction Program), которая изменила на фирме буквально все - проектирование, технологии, сервис, продажи, маркетинговые проекты и т.д. Но самое главное - изменилась корпоративная психология. Результаты превзошли все ожидания. Кстати, последнее поколение своих копиров фирма так и назвала - CS-Pro.

Анализ

Итак, наш маркетолог умеет на все смотреть с точки зрения клиента. Но просто пассивного созерцания мало, надо с этой позиции все тщательно анализировать и предлагать творческие решения. Почему маркетолог должен быть отличным аналитиком? Маркетинговые решения (а они, как правило, очень дороги) имеют шансы на успех только тогда, когда они "заточены" под конкретные условия, когда буквально все продумано, проверено и перепроверено. "Разбор полетов" многих дорогостоящих маркетинговых провалов обычно вскрывает слабость анализа ситуации. А посему в маркетинге есть еще одна догма:

Анализ, анализ, анализ!

Маркетолог, механически усвоивший законы и методы рынка и рекламы, но не способный до тонкостей анализировать ситуацию, может быть не только бесполезен, но и вреден. Это наглядно показывают, например, многие иностранные компании в России. Сплошь и рядом они ничтоже сумняшеся, механически переносят в наши очень непростые условия свои решения, рассчитанные на совершенно иные рынки. К чему это приводит, догадаться нетрудно.
На современном рынке ситуация может меняться стремительно. А в условиях России - это происходит непрерывно. В таких условиях, маркетолог должен уметь стрелять "по движущейся мишени".
Все это превращает жизнь маркетолога в постоянный анализ, где не всегда поможет быстростареющая и обычно неполная информация. Маркетолог должен владеть методами дедукции и индукции. Вкратце напомню их содержание.

Дедукция

Возможности дедукции с блеском продемонстрировал Шерлок Холмс. Дедукция - это путь от общего к частному. Начало дедуктивного анализа в маркетинге и рекламе - это основные понятия маркетинга, законы рекламы, результаты достоверных исследований, а также аксиомы, постулаты или гипотезы психологии, системы Станиславского, зрительного восприятия и так далее.
Этот метод недоступен людям, не знающих этих общих положений. Если в маркетинге еще можно встретить людей, прочитавших хотя бы маркетинговые начала Котлера, то общая профессиональная невежественность рекламных креаторов стала общим местом.

Индукция

Индукция - это искусство обобщения частных фактов. В такой эмпирической области, как маркетинг и реклама, именно индукция позволила, начиная с ХIХ-го века, обобщить огромный опыт, оплаченный (в прямом смысле слова) рекламодателями, на деньги которых проводились тестирования вариантов маркетинговых и рекламных решений. Именно тогда пытливые рекламисты активно занялись открытием законов и закономерностей рекламы. Большая часть этих законов была изложена в 1923 г. одним из лучших копирайтеров всех времен и народов Клодом Хопкинсом в его знаменитой книге "Научная реклама". Остается только сожалеть, что этот бесценный опыт часто остается невостребованным.
Когда факты обобщает наше подсознание, мы получаем материал для нашей интуиции.

Определение маркетингового мышления

Попытаемся теперь дать определение маркетингового мышления. Я бы мог предложить следующее:

Маркетинговое мышление - это анализ фирмы, ее товаров и рынка только с одной позиции - с позиции клиента. Это воображение и интуиция.

Особое мышление, чутье, шестое чувство требуются и в других областях. Шахматный компьютер механически просчитывает огромное число комбинаций, шахматисту же помогает "шахматный слух". Физик Лебедев говорил: "Мой книжный шкаф знает больше меня, но он не физик, а я физик". ("Книжные шкафы" пишут серьезные книги, забитые банальностями, статистикой и case studies. А иногда и откровенными глупостями.)

Кто клиент?

Бессмысленно говорить об анализе "от клиента", не проанализировав вначале самого клиента. А знать нам о нем надо абсолютно все.
Кто потребитель данного товара в данном регионе или сегменте? Пользователь; покупатель, но не пользователь; корпоративный покупатель; посредник?
Каковы его возраст, доход, интересы, образ жизни, какие у него проблемы, что для него важно и престижно, что он читает и смотрит, насколько он образован, насколько он квалифицирован (при продаже высокотехнологичных товаров), каким языком он говорит, понимает ли он жаргон и терминологию данной области? И так далее и тому подобное.
Как клиент покупает данный товар? Дело в том, что в пределах одной категории разные товары могут покупать по-разному, особенно в разных сегментах. Нужно уметь моделировать процесс покупки, просчитывая все аспекты контакта потребителя с товаром и принятия им решения о покупке.
Знание ответов на подобные вопросы предопределяет направление дальнейшего анализа, стратегию поведения компании на рынке и ее рекламные решения.

Какой товар?

Большое количество товаров, и даже товарных категорий, терпит неудачу на рынке. И это несмотря на часто высокое их качество; и несмотря на предшествующие их выпуску дорогостоящие разработки и исследования рынка. Среди множества возможных причин таких неудач следует отметить неумение многих маркетологов проанализировать свой товар со всех сторон, неумение прочувствовать все его тончайшие нюансы.
Опыт же показывает, что творческое использование товарных нюансов может дать вам так необходимые на рыночной шахматной доске "лишние пешки". Напротив, недоучет даже одного важного нюанса может обернуться серьезной неудачей.

Примеры вопросов, на которые желательно иметь ответ: Как покупают данный товар? Как происходит встреча покупателя с товаром на месте продажи (например, участвует ли продавец, видит ли покупатель товар в упаковке)? Является ли покупка простой или сложной? Как часто покупают данный товар? Как покупатель узнает о товаре? Удовлетворяет ли товар СКРЫТЫЕ потребности? Делает ли покупатель пробную покупку? Как покупатель оценивает качество товара? Как потребляют товар (например, публично или интимно)? Какова важность товара для покупателя? Какими рациональными и эмоциональными аспектами руководствуется покупатель при выборе данного товара? Нов ли товар? Известна ли марка? Есть ли сопутствующие услуги? Насколько широко товар представлен в магазинах?

Продающие моменты

Для чего нужен маркетологу этот маркетинговый аудит? Для того, чтобы с его помощью постепенно выстроить фундамент всей маркетинговой политики. Таким фундаментом для товара и фирмы является перечень продающих моментов, то есть всех положительных качеств, в первую очередь тех, которые отличают товар и фирму от конкурентов. С помощью продающих моментов продавец продает, а рекламист делает свою рекламу.
Работа над продающими моментами должна вестись постоянно. Это творческий динамический процесс, требующий серьезного и тонкого анализа и переосмысления вновь возникших обстоятельств, особенно в условиях России, где все меняется так стремительно, что завтра могут потребоваться уже другие продающие моменты.
При разработке новых продуктов нужные рынку продающие моменты могут изначально закладываться маркетологами в техзадание. Они также могут оказаться случайным результатом тех или иных технических решений. Кстати, опытный рекламист может не только откапывать продающие моменты с лупой в руках. Он может их создавать, предлагая внести в продукт изменения.
Результаты маркетингового анализа обычно оформляют в виде маркетингового руководства (Marketing Guide), которое используют в каждодневной работе, в том числе и при создании рекламы.

Рекламная специфика

Все, сказанное выше, относится и к рекламе. Здесь также работает философия "Удовлетворения Клиента", поскольку в центре настоящей рекламы стоит клиент: в рекламе клиент (по Дейлу Карнеги) должен читать не о ваших товарах и о вашей фирме, а... О СЕБЕ, о своих проблемах и путях их решения.
Умение смотреть на все с точки зрения клиента для рекламиста еще важнее, чем для маркетолога. Бернетт говорил: "Если вы не можете превратиться в вашего клиента, вам не стоит заниматься рекламой."
И задача рекламиста сложнее задачи маркетолога. Начнем с того, что для рекламиста клиент (покупатель) также является и потребителем рекламы (читателем, зрителем, слушателем). То есть перед рекламистом стоит задача не только передать в своем сообщении продающие моменты, но и добиться того, чтобы читатель захотел об этом прочитать. Для этого рекламист должен много знать и много уметь.

Creative briefs

Перед началом работы над рекламой рекламист должен иметь тщательно продуманный перечень продающих моментов. К сожалению, сейчас на смену обстоятельным маркетинговым документам пришли торопливые creative briefs (творческие инструкции) на одну-две страницы. Часто это поверхностные и глуповатые листки. Вот как они обычно описывают целевые группы: "Молодые современные домохозяйки, женственные, с достаточно высоким интеллектом, с оптимистическим взглядом на жизнь, интересующиеся всем новым и современным, ведущие разумный естественный образ жизни".

Под этот "образ" десятками создаются рекламы, населенные сплошь молодыми, красивыми, ухоженными, жизнерадостными роботами, которые театрально восхищаются новым стиральным порошком или изображают слащавое умиление от потребления маргарина или бульонных кубиков. При этом никого не волнует, что большая часть населения в этот придуманный образ не вписывается.

Неизгладимое впечатление на нас в агентстве произвел creative brief, родившийся в воспаленных мозгах предыдущих консультантов нашего клиента, производителя алкоголя. Мы узнали о потребителе все: "его волосы короткие, его лицо загорелое", "у него открытый взгляд" и т.д. (ну прямо парень с обложки!). Когда мы доходили до фразы "в прошлом у него была романтическая любовь", все рыдали.
Была только одна проблема. В одном месте говорилось: "Он слушает то, что говорят другие"; в другом - "Он не обращает внимания на то, что говорят другие". Все же, слушает ли он или не слушает, черт возьми? Не зная этого, было трудно работать над водкой.
А теперь догадайтесь: сколько стоило это полезное наставление?

Потребитель рекламы

Американский копирайтер Говард Госсаж справедливо заметил:

"Люди не читают рекламных объявлений. Они читают то, что их интересует, и иногда этим оказывается рекламное объявление".

Вспомните, сколько раз вы, соблазнившись чем-то, пытались погрузиться в очередную рекламу и... натыкались на очередную пустышку. Сколько раз вы, устав бороться с совершенно нечитаемым рекламным текстом, сдавались, потирая уставшие глаза. Сколько раз вы испытывали досаду за потраченное впустую время. Как же после этого вы будете подходить к очередной рекламе?

К каждой новой рекламе мы все подходим С ПРЕЗУМПЦИЕЙ ВИНОВНОСТИ.

Так что, уважаемый рекламодатель, вашу рекламу никто не ждет. И именно на такое к ней отношение должен рассчитывать рекламист, если он хочет, чтобы создаваемая им реклама имела шансы на успех.

Творчество и псевдотворчество

Споры о творчестве и псевдотворчестве в рекламе идут давно. Еще в 1970 г. Джерри Делла Фемина, известный американский специалист в области продающей рекламы, писал: "Под шумок всей этой так называемой творческой революции, спрятавшись за спины хороших людей, в рекламу пробирается множество шарлатанов, и я боюсь, что многие специалисты рекламы начнут терять из виду основную задачу рекламного дела. Уберите романтический ореол, темные очки, безмерно раздутые оклады, рок-музыку и голливудскую атмосферу - и что останется? Горстка продавцов. И мы должны гордиться тем, что являемся ими - горсткой хороших продавцов". С грустью признаем, что "шарлатанов" и псевдотворцов в рекламе хватало всегда.
Я попытаюсь дать свое определение настоящего творчества:

Настоящее творчество - это стремление к совершенству при правильном и полном понимании задач и ресурсов.

Творчество - это состояние души. Можно творчески настраивать рояли и нетворчески на них играть; можно творчески ковать лошадей и нетворчески писать картины. Очень вредит творчеству формальное отнесение к "творческим" ряда профессий, многие представители которых менее всего походят на роль творцов.
Настоящего творца отличает добросовестность, честность, чуткое отношение к заказчику (клиенту, потребителю, пользователю, зрителю, читателю) и отсутствие гениамании.
Настоящее творчество начинается с правильной оценки задачи проекта. В поиске решения истинно творческая личность использует наиболее рациональные и экономные методы. В таком прикладном "экономическом" ремесле, как реклама, настоящий творец отдает себе отчет в том, что здесь важен экономический результат, а не изыски ради изысков.
Агентство Benton & Bowles полагает: "Если реклама не продает, она не творческая". Известно выражение: "Пока товар не продан, идею нельзя считать творческой".
Создатель знаменитой рекламы фольксвагенского "жука" Бил Бернбах, делится своими секретами: "Нам нужно было встряхнуть людей так, чтобы у них мгновенно сложилось и никогда не исчезало из памяти представление о преимуществах нашего товара. В этом и заключается истинная функция творчества".
Обратите внимание на то, что Бернбах говорит "наш товар". Это показательно. В рекламе, как в архитектуре и прочих дорогостоящих прикладных областях, настоящее творчество предполагает огромное чувство ответственности перед клиентом и сопричастность с его делом.
Бернбах: "Просто отправляться в свободный полет воображения, иметь не относящиеся к делу мечты, увлекаться графической акробатикой или словесной гимнастикой вовсе не означает быть творческим". Это означает быть псевдотворческим. Что же тогда псевдотворчество?

Псевдотворчество - это стремление выделиться любой ценой, оригинальничание, новизна ради новизны.

Как правило, псевдотворец не задумывается о конечном назначении того, что он делает, или понимает его неправильно или неполно.
Псевдотворчество не страшно, если человек "творит" для себя и на свои деньги - пущай порезвится! Но что вы скажете, если на ваши деньги кто-то занимается самоутверждением среди себе подобных псевдотворцов - "Глянь-ка, Вань, как я тут закрутил!" - "Ну, ва-аще!"
Рекламному псевдотворцу глубоко наплевать на то, что рекламодатель-то от рекламы ждет совершенно иного и достаточно прозаического - увеличения продаж. Разумеется, в порядке благотворительности вы можете выступить в роли спонсора вашего рекламиста, предложив в качестве "полотна" для его "графической акробатики" свою рекламу. Но тогда уж не обессудьте!
За псевдотворчеством часто не стоит какой-либо злой умысел. В рекламе многие талантливые (в техническом отношении) дизайнеры тратят массу времени как раз на то, чтобы создать новое никому не нужное чудо "графической акробатики". Многие из тех, кто считают себя копирайтерами, тратят массу времени на создание глупых слоганов и мусорного текста. Они не виноваты - им просто никто не разъяснил смысла их работы. Хуже, когда за псевдотворчеством стоит воинствующее невежество и нежелание ничему учиться, цинизм и глупость.

Псевдотворчество подрывает престиж рекламы!

Оно создает бесполезную псевдорекламу, за которую платим мы все, и которая занимает место настоящей рекламы.

www.repiev.ru

Поделиться: