+7 (903) 190-29-91
+7 (968) 375-66-02
info@polygraphcity.ru

+7 (903) 190-29-91

Дизайн, вёрстка

… единственная цель рекламы — продажа товара.
Клод Хопкинс
«Реклама. Научный подход»

ВИДЫ ДИЗАЙНЕРСКИХ РАБОТ

Алфавитный указатель продукции, для которой мы готовы разработать дизайн:

  • бирка
  • блокнот
  • брошюра
  • буклет
  • визитка
  • вкладыш для CD/DVD
  • диплом
  • дисконтная карта
  • календарь домик
  • календарь карманный
  • календарь квартальный
  • каталог
  • конверт
  • листовка
  • логотип
  • открытка
  • пакет бумажный
  • пакет полиэтиленовый
  • папка
  • перетяжка
  • плакат
  • пластиковая карта
  • постер
  • рекламный модуль для СМИ
  • фирменный бланк
  • фирменный стиль

ВИДЫ ВЁРСТКИ

  • Визитка
  • Пластиковая карта
  • Бирка
  • Листовка
  • Буклет
  • Папка
  • Пакет
  • Плакат
  • Брошюра
  • Каталог
  • Календарь квартальный
  • Календарь настенный перекидной
  • Календарь карманный
  • Календарь домик

ОЦЕНКА СЛОЖНОСТИ И СТОИМОСТИ ДИЗАЙНА

Разработка дизайна включает в себя предоставление от 1 до 6 эскизов дизайна, из которых отбирается один вариант для дальнейшей доработки, корректировки и доведения до окончательно оригинал-макета к печати

При оценке сложности разработки дизайна руководствуются:
1. Сложностью поставленной задачи
2. Четкостью и ясностью поставленной задачи
3. Количеством иллюстраций, которые надо использовать
4. Количеством эскизов, которые надо предоставить заказчику
5. Количеством сопутствующих работ – обработка фото (иллюстраций), обрисовка фото, фоторетушь.

Мы условно разделяем три уровня сложности разработки дизайна:

БИЗНЕС ЭКСКЛЮЗИВНЫЙ VIP
  • Задача не сложная и поставлена четко и ясно
  • Разрабатываются 1-2 эскиза макета
  • Включена верстка, но без обработки фото.
  • Задача средней сложности и сформулирована не совсем четко
  • Разрабатываются 2-3 эскиза макета
  • Включена верстка
  • Включена фоторетушь
  • Включена обрисовка фото
  • Задача сложная и сформулирована очень не четко
  • Разрабатываются 3-6 эскизов макета
  • Включена верстка
  • Включена фоторетушь
  • Включена обрисовка фото
  • Включен рисунок от руки

Вышеперечисленные условия влияют как на сложность, так и на стоимость разработки дизайна.

Следовательно, при постановке задачи перед дизайнерами, желательно указать все необходимые аспекты и параметры, чтобы дизайнер смог правильно оценить сложность, продолжительность и стоимость работ.

 

ОЦЕНКА СЛОЖНОСТИ И СТОИМОСТИ ВЁРСТКИ

Верстка включает в себя следующие работы:

  • Размещение иллюстраций на полосе (странице) рекламного изделия
  • Набор текста
  • Обрисовка картинок
  • Построение таблиц
  • Построение графиков
  • Обработку сканированных и растровых изображений, фоторетушь
  • Сканирование изображений

При оценке сложности верстки руководствуются:

  • Четкостью и ясностью компоновки материала, который надо разместить на станице
  • Количеством вариантов шрифта, которые надо предоставить заказчику
  • Количеством иллюстраций, которые надо разместить на 1 странице
  • В каком виде предоставляется текст (электронный или распечатанном)
  • Количеством правок в текст, в компоновку материала на страницу
  • Количеством иллюстраций, которые надо обработать (обрисовка, фоторетушь)
  • Количеством графиков и таблиц, которые надо нарисовать или обрисовать
  • Объемом работ по сканированию
  • Общим количеством полос (страниц) в каталоге / брошюре

Мы условно разделяем три уровня сложности работ по вёрстке:

БИЗНЕС ЭКСКЛЮЗИВНЫЙ VIP
  • Компоновка материала прописана четко и ясно
  • Шрифт заранее указан в техническом задании
  • Количество иллюстраций до 2 на страницу
  • Текст предоставлен в электронном виде
  • Иллюстрации не требуют обработки
  • Нет таблиц и графиков
  • Не требуются работы по сканированию
  • Поправки не предусматриваются
  • Компоновка материала прописана четко и ясно
  • Подбирается на выбор 2-3 варианта шрифта
  • Количество иллюстраций до 4 на страницу
  • Текст предоставлен в электронном виде
  • Иллюстрации требуют обработки
  • Предусматривается внесение правок (не более 2) в сверстанный материал
  • Нет таблиц и графиков
  • Не требуются работы по сканированию
  • Компоновка материала прописана более-менее ясно
  • Подбирается на выбор 3-4 варианта шрифта
  • Количество иллюстраций до 10 на страницу
  • Текст предоставлен в электронном виде или в распечатанном виде
  • Иллюстрации требуют обработки
  • Предусматривается внесение правок (не более 4) в сверстанный материал
  • Есть таблицы и графики
  • Требуются работы по сканированию

Вышеперечисленные условия влияют как на сложность, так и на стоимость верстки оригинал-макетов.

Следовательно, при постановке задачи перед верстальщиками, желательно указать все необходимые аспекты и параметры, чтобы дизайнер смог правильно оценить сложность, продолжительность и стоимость работ.

 

ПАРАМЕТРЫ изделия, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РАСЧЕТА СТОИМОСТИ ДИЗАЙНА И ВЕРСТКИ

Для того чтобы рассчитать стоимость работ по Дизайну и Верстке желательно указать следующие данные:

  • Название продукции: Брошюра
  • Формат готового изделия: А4
  • Дизайн обложки и разворот блока: 4+4 по CMYK
  • Количество эскизов: 2-3 эскиза макета
  • Дополнительно для обложки: требуется предусмотреть оформление части иллюстрации на 1 полосе обложки выборочным УФ лаком
  • Заказчик передает для разработки дизайна:
  • Четкие пожелания по вариантам дизайна
  • Готовые иллюстрации, не требующие обработки
  • Логотип в кривых
  • Верстка блока: 64 полосы (64 страницы формата А4) из расчета 4 иллюстрации на каждую страницу и 1 таблица
  • Заказчик передает для верстки:
  • Готовые иллюстрации, не требующие обработки, четко расписанные, какие и на какую страницу
  • Логотип в кривых
  • Текст в формате Word постранично в электронном виде (без дальнейших внесений правок)
  • Таблицы в формате Excel постранично в электронном виде (без дальнейших внесений правок)
  • Плановая дата сдачи материалов: …/…/2017 г.
  • Плановая дата выдачи оригинал-макета: …/…/2017 г. (крайний срок: …/…/2017 г.)

 

ПОЛИГРАФИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ В ДИЗАЙНЕ

Прежде чем разрабатывать концепцию дизайна и ставить задачу перед Дизайнерами, необходимо четко определить:

  • Вид материла, из которого предполагается изготовление рекламного изделия (картон, бумага, пластик, дизайнерская бумага (фактурная / цветная / металлизированная / невпитываемая для офсетных красок и т.д.)
  • Какой предполагается тираж
  • Будет ли использоваться такие отделочные элеиены как
  • Вырубка
  • Тиснение
  • Выборочный УФ лак
  • Ламинирование
  • Печать по CMYK или Pantone (Номерные краски)

Все эти полиграфические нюансы в той или иной степени вносят свои ограничения в дизайнерское оформление, но в тоже время серьезным образом расширяют границы фантазии и предания неповторимости.

Как правило, дизайнеры и верстальщики, которые работают в типографиях, хорошо знают все тонкости печатных процессов и послепечатной отделки, а также обо всех имеющихся ограничениях и возможностях.

  • использовать по максимуму все полиграфические возможности и отделочные процессы для предания неповторимой оригинальности.
  • не в ущерб качеству и целям, существенно сэкономить при изготовлении рекламной продукции за счет оптимального выбора:
  • вида бумаги
  • количества применяемых цветов
  • вида тиснения
  • использования совмещения цветов или нет
  • использования цветов Pantone или CMYK
  • использования вырубки или сверления
  • Оригинальная вырубка
  • Сложная обложка
  • Нестандартная фальцовка
  • Ламинирование
  • Тиснение (конгревное, блинтовое, фольгой)
  • Выборочный УФ лак
  • Pantone - номерные краски
  • Логотип, товарный знака
  • Фирменный бланк
  • Фирменный бланк для отправки факса
  • Персональная и корпоративная визитка
  • Корпоративный конверт
  • Корпоративная папка
  • Фирменный пакет
  • Корпоративный Блокнот
  • Календарь
  • Кубарик или Notes с фирменной символикой, оригинальной вырубкой
  • изобразительные (эмблема),
  • словесные (логотип),
  • смешанные (комбинированные, т. е. графика и логотип),
  • объемные (оригинальная форма изделия или упаковки).
  1. Наши специалисты способны разработать дизайн с учетом всех технологических тонкостей производства, что позволит:
  2. Маркетинговый уровень подготовки специалистов позволит понять тонкости бизнеса Заказчика и решить основную задачу рекламы - увеличение продаж.
  3. Разработка особого и стильного оформления Ваших рекламно-представительских материалов, придащее тот самый неповторимый имидж, который повысит эмоциональное воздействие и заинтересованность к предложениям, заметно выделяя компанию среди конкурентов, что будет способствовать увеличению продаж.
  4. При выполнении заказа на разработку дизайна рекламно-полиграфической продукции мы можем предложить разработку нестандартных дизайнерских решений с использованием следующих полиграфических и послепечатных оформительских возможностей:

ТЕРМИНЫ и ПОНЯТИЯ

ЭЛЕМЕНТЫ ФИРМЕННОГО СТИЛЯ:


ЛОГОТИП (от нем. Logotype, англ. logotype < греч. logos - слово + typos - отпечаток) -

1) оригинальное специально разработанное начертание, изображение полного или сокращенного наименования фирмы или товаров фирмы, выполненное графически оригинальным способом, разработанное специально для конкретной компании.
Логотип регистрируется и является словесной частью товарного знака и специально разрабатывается фирмой в целях привлечения внимания к ней и ее товарам;

2) литеры с наиболее употребляемыми слогами, словами, ранее применявшиеся при металлическом наборе. В компьютерном наборе логотип - это знак или изображение, которое используется при оформлении полос издания. Часто под логотипом имеют в виду фирменный знак - сигнет.

ФИРМЕННЫЙ ЗНАК (СИГНЕТ) (от фр. signe - знак, signer - клеймить, маркировать) - принадлежащий организации знак (эмблема издательства, типографии или серии), воспроизводимый в издании на авантитуле, титульном листе, обложке или на переплете.

ТОВАРНЫЙ ЗНАК (ТОРГОВАЯ МАРКА, ЭМБЛЕМА, ФАБРИЧНАЯ МАРКА) - зарегистрированное в установленном порядке оригинально оформленное художественное изображение (оригинальные названия, художественные композиции и рисунки в сочетании с буквами, цифрами, словами или без них и т. п.).

Товарный знак служит для отличия товаров или услуг одного лица (юридического или физического) от однородных товаров или услуг другого. Товарные знаки иногда называют фирменными знаками. Они могут служить для идентификации как фирмы, так и ее отдельных товаров (товарных групп). Делятся на четыре основные группы:

К товарным знакам предъявляется ряд требований: охраноспособность, простота, индивидуальность (оригинальность), адекватность и ассоциативность. Товарные знаки и внешний образ фирменного стиля могут меняться.

ФИРМЕННЫЙ СТИЛЬ - единство постоянных визуальных и текстовых элементов, идентифицирующих принадлежность к конкретной фирме и отличающих ее от конкурентов. Набор цветовых, графических, словесных констант, обеспечивающих визуальное и смысловое единство товаров и услуг, всей исходящей от фирмы информации, ее внутреннего и внешнего оформления. Фирменный стиль - основа коммуникационной политики фирмы.

СУТЬ РЕКЛАМЫ

Для того чтобы понимать рекламное дело или научиться его основам, следует начать с правильной концепции. Реклама - это умение продавать. Её методы воздействия совпадают с методами, которыми пользуется хороший продавец в торговом зале. Успех или неудача в обоих случаях вызваны одними и теми же причинами. Поэтому любой вопрос рекламы должен рассматриваться через призму способов продаж.

Повторим еще раз: единственная цель рекламы - продажа товара. Реклама будет окупаемой или не окупаемой в зависимости от реальных цифр продаж.

Реклама - это не "вещь в себе". Она не предназначена для того, чтобы щеголять перед публикой. Смотрите на рекламу как на нового продавца. Она должна себя оправдывать.

Особенность рекламы - в её масштабе. Реклама - это работа продавца в многократном увеличении. Она обращается к тысячам покупателей, пока продавец имеет дело с одним. … каждое объявление должно работать как суперпродавец.

ПОДРОБНЕЕ О ВЁРСТКЕ

Содержание:

История

В эпоху металлического набора вёрстка включала комплектацию текстовых строк, набранных вручную, на линотипе или монотипе, и иллюстрационных клише, обкладку этих элементов пробельными материалами (марзанами и бабашками), линейками и т. п.

По мере развития цифровых технологий вёрстку стали осуществлять на компьютерах с помощью специальных программ. На сегодняшний день наиболее популярными программами являются:

  • Adobe InDesign и QuarkXPress - для многополосной продукции (журналы, каталоги, брошюры),
  • Adobe Illustrator и CorelDraw - для листовой продукции (листовка, буклет, папка картонная, пакет бумажный, бирка, ярлык, плакат),
  • реже используются программы Ventura Publisher, Adobe PageMaker (устарел), Adobe FrameMaker, Microsoft Publisher.

Альтернативу визуальным программам составляют системы компьютерной вёрстки, такие как LaTeX или Lout.

Основные требования к свёрстанным полосам книжно-журнальных изданий

Основные требования к свёрстанным полосам следующие: абсолютно точные (до 0,5 п.) размеры полос как по ширине (формату строки), так и по высоте, без каких-либо перекосов или «распоров»; единообразие вёрстки по всему изданию и приводность вёрстки.

Что понимают под единообразием вёрстки

Единообразие вёрстки — это одинаковый характер вёрстки всех полос издания, имеющих одинаковые элементы, в частности: равенство всех спусков на начальных полосах, примерное равенство отбивок всех заголовков и подзаголовков различных рангов, примечаний в тексте, сносок, подписей под рисунками, одинаковый способ завёрстки однотипных иллюстраций (вразрез или в оборку), одинаковая отбивка колонтитулов и колонцифр, сигнатур и норм и т. п.

Что понимают под приводностью вёрстки и как она достигается

Приводностью вёрстки называют полное совпадение общих размеров чётных и нечётных полос, а также точное совмещение строк основного текста на этих полосах между собой (на просвет). Достигается приводность вёрстки путём приведения всех частей текста, набранного шрифтами кегля, отличного от основного, а также формул, таблиц и иллюстраций к целому числу строк основного кегля с помощью отбивок сверху и снизу.

Общие принципы вёрстки полос книжно-журнальных изданий

«Висячие» строки и правила, действующие в отношении таких строк

«Висячими» строками в типографской практике называют начальные абзацные строки, расположенные в конце полосы, а также концевые строки, расположенные в начале полосы. Технические правила вёрстки категорически запрещают наличие таких строк в свёрстанном издании, ибо они ухудшают удобочитаемость текста, а также искажают внешний вид полосы набора, лишая её традиционной прямоугольной формы. Современные правила лишь допускают оканчивать полосу концевой строкой, начинать полосу абзацной строкой, а также размещать в конце или начале полосы абзац из одной строки (например, в прямой речи, когда строка является одновременно и концевой и абзацной). Кроме того, допускается начинать полосу короткими строками в математических рассуждениях (например, часто встречающимися между формулами строками типа «и», «или», «здесь» и т. п.). «Висячие» строки в процессе вёрстки обязательно уничтожают, используя приёмы вгонки и выгонки строк.

Вгонка и выгонка строк

Вгонкой строки называют уменьшение числа набранных строк за счёт уменьшения междусловных пробелов в предшествующих строках.

Выгонкой строки называют увеличение числа набранных строк за счёт увеличения междусловных пробелов в предшествующих строках, в процессе которого за счёт части текста длинной концевой строки образуют новую концевую строку.

Перенос слова с полосы на полосу

Правила не ограничивают переносы слов с чётной полосы на нечётную, то есть переносы на одном развороте (разумеется, правила переносов слов должны соответствовать грамматическим и техническим требованиям, см. страницу «Особенности набора»). Но недопустимо переносить слова с нечётной полосы на чётную, это ухудшает удобочитаемость издания, так как читатель должен перевернуть страницу для чтения окончания слова. В настоящее время позволяется в виде исключения оставлять такие переносы в случаях, когда ликвидация их в конце нечётной полосы может нарушить другие правила вёрстки. И всё же следует рекомендовать избегать таких переносов, так как почти всегда можно их ликвидировать без нарушения других правил вгонкой или выгонкой строки в одной-двух предшествующих полосах.

Спуск и основные технические правила вёрстки спусковых полос

Спуском в типографской практике называют отступ в верхней части начальных полос — полос, начинающих разделы, части или главы издания. Сами начальные полосы в этом случае часто называют спусковыми полосами.

Размеры спусков в издании определяются издательством.

Обычный размер спуска — около ? высоты полосы, считая от её верха до первой строки текста, причем все заголовки, шапки и заставки включают в размер спуска.

По техническим правилам вёрстки размер спусков по всему изданию должен быть строго одинаковым, однако допускается уменьшение или увеличение спуска на одну-две строки основного кегля в связи с тем, что на спусковых полосах текста меньше, чем на обычных и отсутствуют предшествующие полосы, в которых можно было бы вогнать или выгнать строки для правильного окончания полосы (без «висячей строки» и без переноса на чётную полосу).

Заставка и правила её вёрстки

Заставкой называют изображение, выполненное в виде иллюстрации или акцидентного набора из линеек или орнаментов и размещаемое в начале главы, раздела или части издания на спусковой полосе, как правило, в самом верху её в счёт спуска. При наличии заставок именно с них начинается каждая спусковая полоса.

Заставки, как правило, подготавливают заранее. Чаще всего заставки одновременно служат иллюстрациями к следующим за ними частям или главам издания.

Концевая полоса и основные правила вёрстки концевых полос

Концевой полосой называют последнюю полосу издания или его главы, раздела, отдельного рассказа, после которой следующий текст начинается с начальной полосы. Концевая полоса чаще всего бывает неполной.

Не разрешается на концевой полосе оставлять слишком мало текста. Как правило, он должен занимать не менее ? её высоты, то есть не менее размера спуска на начальных полосах. Если же текста на полосе меньше, то необходимо либо вогнать его в несколько предшествующих полос, либо, наоборот, выгнать несколько строк из предыдущих полос на концевую.

Не рекомендуется также оставлять на концевой полосе слишком малый пробел снизу; пробельный материал должен занимать не менее трёх-четырёх строк основного кегля. Если места остаётся меньше, то выгонкой строк доводят концевую полосу до полной или же вгонкой строк увеличивают нижний пробел до минимально допустимых размеров.

Конечно, все вгонки и выгонки не должны нарушать другие технические правила набора.

Допускается оставлять одну-две пробельных строки перед полосой, начинающейся заголовком без спуска. Однако таких «особых случаев» быть не должно, ибо в пределах одной-двух, максимум трёх, предшествующих полос всегда возможно выгнать одну-две строки, сделав рассматриваемую полосу полной. Нельзя только выполнять эту задачу путём чрезмерного увеличения междусловных пробелов и, тем более посредством увеличения межабзацного или межстрочного расстояния.

Часто на концевых полосах размещают также более или менее сложные концовки.

Концовки и основные правила их вёрстки

Концовками называют линейки, специальные линейки с утолщениями, украшения, а иногда и небольшие иллюстрации, устанавливаемые в конце разделов, глав и других частей издания. На концевых полосах, занимающих всю полосу, концовку не ставят.

Колонцифры, основные варианты их набора и вёрстки

Колонцифрами называют номера страниц печатного издания, устанавливаемые в каждой полосе набора, кроме некоторых особых полос.

Колонцифры по выбору издательства могут быть размещены внизу полосы или же сверху — в одной строке с колонтитулом или без него. Чаще всего колонцифры выключают в наружный край полосы (на чётных полосах в левый край, на нечётных — в правый), но иногда и по центру полосы.

Для колонцифр обычно применяют шрифт той же гарнитуры, что и для основного текста, но сниженного на 2 п. кегля. В изданиях особого назначения и оформления (справочники, словари, указатели и т. п.) колонцифры возможно набирать шрифтами других гарнитур и повышенных кеглей.

Основные требования к набору и размещению нижних колонцифр

Нижние колонцифры обычно набирают шрифтом кг. 8 той же гарнитуры, что и основной текст; выключают в наружный край полосы и отбивают от нижней строки текста пробелом, приводящим всю высоту полосы вместе с колонцифрой к величине, кратной цицеро. Например, полоса имеет высоту 49 строк корпуса, то есть 10 кв. 10 п., колонцифру кг. 8 отбивают пробелом 6 п., тогда общая высота полосы составит 10 кв. 10 п.+8 п.+6 п.=10?кв.

Как уже отмечалось, нижние колонцифры в заданный формат полосы не входят, то есть кегль колонцифры и отбивку её добавляют к заданному формату полосы.

Технологические инструкции предусматривают снижение кегля колонцифры по сравнению с кеглем основного текста на 2 п., однако это следует делать лишь в тех случаях, когда основной текст набирают шрифтом кг. 10 п. Если основной текст набирают шрифтом кг. 8 п., то колонцифры также набирают шрифтом кг. 8 п. Издательство имеет право выбрать любой кегль и шрифт колонцифры, и в некоторых изданиях кегль колонцифр может быть даже больше, чем кегль основного шрифта.

По указанию издательства нижние колонцифры можно выключать посередине формата. Если по обеим сторонам колонцифры ставят тире, то отбивают последние от колонцифры на полукегльную.

Основные требования к набору и размещению верхних колонцифр

Верхние колонцифры по указанию издательства, как правило, размещают в одной строке с колонтитулом и выключают в наружный край, иногда с колонлинейкой при выключке колонцифры по центру или также в наружный край. В обоих случаях колонцифра (вместе с колонтитулом или колонлинейкой) входит в заданный формат полосы набора, и её отбивают от начала полосы по правилам отбивки колонтитулов.

В отдельных случаях (в словарях, энциклопедиях, справочниках) верхние колонцифры можно набирать и без колонтитулов. При этом они снова должны быть установлены выше заданной высоты полосы с отбивкой от начала текста на 4—12 п. для обеспечения кратности общей высоты полосы (с колонцифрой) цицеро. Часто такие колонцифры набирают шрифтом повышенного кегля с выключкой в наружный край. Их набор не отличается от набора нижних колонцифр.

Иногда в двухколонных изданиях колонцифрами нумеруют не полосы, а колонки, тогда на всех полосах колонцифра левой колонки выключается в левый край, а правой колонки — в правый край. Верхние колонцифры в настоящее время почти не размещают посередине колонки в тире.

На каких полосах издания не ставят колонцифры

Колонцифры всех видов не ставят на титульных полосах издания (титуле, контртитуле, фронтисписе, авантитуле, шмуцтитулах), на пустых полосах (оборот титула, шмуцтитула, полосы «для записей» и т. п.), на полосах с выходными сведениями и на полосах, полностью занятых иллюстрациями (в научных и технических изданиях, на полосах со схемами, чертежами и т. п., как правило, по указанию издательства колонцифры ставят). Все перечисленные полосы входят в счёт страниц издания. Не ставят колонцифры также на вклейках, которые не входят в общий счёт страниц издания.

Верхние колонцифры (с колонтитулами, колонлинейками или без них) не ставят на всех спусковых (начальных) полосах. Нижние колонцифры не ставят на всех концевых полосах.

Колонтитулы, основные правила их набора и размещения

Колонтитулами называют текстовые строки, располагаемые над основным текстом каждой полосы, улучшающие оформление издания и облегчающие пользование им (облегчается нахождение нужного раздела издания, слова в словаре и т. п.).

В современных изданиях не применяют колонтитулов, имеющих чисто оформительское значение, так называемых «мёртвых» колонтитулов — одинаковых по всей книге. Обычно применяют колонтитулы «живые», переменные, то есть разные для разных разделов и глав книги.

Колонтитулы обычно набирают в «красную строку», всегда одной текстовой строкой, шрифтом, значительно отличающимся от шрифта основного текста, — курсивом, полужирным курсивом, капителью, прописными сниженного кегля и т. п. Иногда колонтитулы выключают в наружный край или в оба края полосы (в словарных изданиях и энциклопедиях).

В большинстве случаев в одной строке с колонтитулом размещают и колонцифру. При размещении строки колонтитула в «красную» колонцифру выключают в наружный край. При размещении колонтитулов в край колонцифру обычно выключают в «красную строку».

Весьма часто колонтитул закрывают тонкой линейкой на полный формат без отбивки или с небольшой (на 2 п.) отбивкой его снизу от текста. Иногда линейки дают и сверху и снизу. В этих случаях для обеспечения зрительной равномерности отбивки текстовых строк колонтитула от линеек делают отбивку сверху (над строками, набранными прописными буквами) на 2 п. большей, чем снизу.

Колонтитулы (с колонцифрами или без них) входят в заданный формат полосы, их отбивают от первых строк основного текста на кегль основного шрифта или несколько больше с таким расчётом, чтобы общий формат полосы был кратным основному кеглю или цицеро. Например, при основном кг. 10 п. колонтитул кг. 6 п. с двухпунктовой линейкой можно отбить (конечно, одинаково по всему изданию) на 12 п. (обеспечивается кратность кеглю) или же, в частности, при формате 49 строк — на 14 п., чем будет обеспечена кратность высоты полосы цицеро (10 кв. 10 п.+2 п.=10? кв.).

Красная строка — строка, выключенная по центральной оси полосы или колонки (с красной строки обычно набирают заголовки, формулы). Иногда красной строкой называют начальную строку с абзацным отступом.

В каких случаях на полосах издания не ставят колонтитулы

Колонтитулы не ставят на всех титульных полосах издания (титулы, шмуцтитулы, полосы с выходными сведениями и т. п.), на пустых полосах (оборот титула, шмуцтитула, полосы «для записей» и т. п.), на полосах с иллюстрациями (кроме научной и технической литературы), а также на спусковых (начальных) полосах издания. Общая высота всех перечисленных полос должна быть точно равна текстовым полосам с колонтитулом.

Колонлинейки и правила их применения

Колонлинейками называют линейки или украшения, располагаемые на каждой полосе издания над основным текстом (с отбивкой от него) в качестве элемента художественного оформления издания. В этом смысле колонлинейками следует называть также линейки, входящие в состав колонтитулов.

В качестве колонлинеек применяют различные линейки и украшения, как правило, на полный формат строк набора, но иногда и на меньший формат с выключкой по центру или в наружный край. Часто вместе с колонлинейками применяют и колонцифру — над линейкой или внутри её с выключкой также по центру или в наружный край. Правила завёрстки колонлинеек точно такие же, как колонтитулов.

Титульный лист и правила его вёрстки

Титульным листом или титулом называют первую выходную страницу издания, на которой помещены основные сведения о нём — фамилия автора, название, место и год издания и др.

Как правило, титул размещается на первой полосе издания и занимает всю полосу, однако в журналах весьма часто титул заменяют «шапкой», то есть размещают все титульные данные лишь в верхней части первой полосы. В некоторых изданиях, имеющих контртитул или фронтиспис, титул размещают на третьей полосе издания.

Именно с установки титула (а при наличии также контртитула, фронтисписа и авантитула) начинают вёрстку каждого издания. На всех перечисленных элементах колонцифры, колонтитулы, нормы и сигнатуры не ставят.

Контртитул и особенности его вёрстки

Контртитулом называют чётную полосу, размещенную напротив главного титула издания (нечетная полоса). Иначе говоря, контртитул размещают в одном развороте с главным титулом издания (как правило, в многотомных или переводных изданиях). В многотомных изданиях на контртитуле размещают сведения, относящиеся ко всему изданию, на главном титуле — сведения, относящиеся лишь к данному тому. В переводных изданиях на контртитуле обычно помещают те же сведения, что и на титуле, но на языке оригинала.

Как правило, контртитул размещают на второй полосе издания (титул в этом случае — на третьей).

Фронтиспис и особенности его вёрстки

Фронтисписом называют рисунок, размещаемый на одном развороте с титулом на четной полосе. Обычно рисунок фронтисписа не имеет подписи, но иногда вместо подписи дают автограф автора.

Как правило, фронтиспис помещают на второй полосе издания (титул — на третью). Рисунок размещают на оптической середине полосы заданного формата.

Авантитул и особенности его вёрстки

Авантитулом называют полосу, являющуюся оборотом контртитула или фронтисписа (как правило, первую полосу издания), если на ней помещают какой-либо текст (например, название книги). Обычно название книги (фамилия автора) для авантитула набирают шрифтом той же гарнитуры, что и титул, но значительно сниженного (по сравнению с титульным листом) кегля не более 12—14 п.

Текст авантитула размещают на оптической середине полосы заданного формата (очень редко — в другом месте полосы, например, в верхней части полосы с выключкой вправо).

Аналогично завёрстывают издательскую марку или рисунок.

Какие элементы издания могут быть завёрстаны на обороте титула

Оборот титула в книжных изданиях может быть пустым. В научных и технических изданиях на обороте титула обязательно размещают номер универсальной десятичной классификации (в левом верхнем углу), номер библиотечно-библиографической классификации (ББК) и авторский знак (в правом нижнем углу). Кроме того, на обороте титула может размещаться аннотация, а иногда и выходные сведения.

Аннотация и основные правила ее вёрстки

Аннотацией называют краткое изложение содержания и назначения книжного издания или журнальной статьи.

Аннотацию обычно размещают на обороте титула, набирают шрифтом сниженного кегля на уменьшенный формат и размещают по оптической середине полосы с двусторонней втяжкой.

Аннотацию к журнальным статьям обычно набирают шрифтом сниженного кегля на полный формат полосы, в том числе при двух- и трехколонном наборе текста статьи и размещают под заголовком с небольшой отбивкой от текста.

Выпускные данные и правила их вёрстки

Выпускные данные — это основные данные об издании, включающие в себя сведения о лицах, подготовивших и выпустивших издание, в частности, для книжных изданий — фамилии, имена и отчества всех авторов, фамилии редактора, художника, технического редактора, корректоров, даты подписания книги в набор и печать, количественные показатели издания (формат бумаги и доля листа, объём в печатных и учетно-издательских листах, тираж), а также полные названия и адреса издательства и типографии, номер заказа.

Выпускные данные набирают чаще всего шрифтом кг. 6 п., либо на полный формат строки набора, либо на значительно сниженный формат с выключкой строк в «красную» и завёрстывают на последней полосе издания. Если они набраны на полный формат, то их размещают под тонкой линейкой внизу полосы, если же на сниженный формат, то — по оптической середине полосы. Иногда выпускные данные размещают на обороте титула внизу полосы под тонкой линейкой.

Шмуцтитул и особенности его вёрстки

Шмуцтитулом называют внутренний титул — отдельную полосу, где размещают заголовок части, раздела или главы книги, а иногда отдельных произведений, входящих в сборник. Шмуцтитул содержит обычно одну или несколько строк текста, иногда номер раздела, фамилию автора.

Текст шмуцтитулов оформляют аналогично оформлению титула — шрифт той же гарнитуры, но сниженного кегля. Главные строки размещают обычно на оптической середине. Группировка строк текста должна соответствовать титулу и системе рубрикации книги.

Шмуцтитулы завёрстывают всегда на нечётную полосу, оборот шмуцтитула остается пустым. Если предшествующий текст был закончен на нечётной полосе, то его нужно вогнать в предшествующие полосы или выгнать из предшествующих полос строки с тем, чтобы текст предыдущего раздела был закончен на четной полосе. Оставлять перед шмуцтитулом пустую полосу нежелательно.

Посвящение и правила его вёрстки

Посвящением называют надпись в начале книги, в которой автор указывает лицо или группу лиц, которым данное произведение посвящается.

Посвящение обычно набирают на сниженный формат выделительным шрифтом (курсив, курсив полужирный, шрифт иной гарнитуры), кегль которого не меньше кегля основного текста. Завёрстывают посвящение часто на отдельной нечетной полосе после титула, в верхней её части (со спуском 1—2 кв.) с отступом справа на 1±? кв. или иногда по оптической середине полосы. В некоторых случаях посвящение завёрстывают на первой текстовой полосе в счёт спуска, но обязательно над всеми заголовками.

В конце текста посвящения точки не ставят.

Как набирают и где завёрстывают эпиграф

Эпиграфом называют цитату из сочинений известных авторов, пословицу или афоризм, выражающий основную мысль книги, её отдельной части или главы. Эпиграфы всегда набирают на суженный формат (от ? до ? формата строки основного набора) шрифтом меньшего кегля, часто выделительным, например, курсивом. Если в эпиграфе дается иностранный текст с переводом, то их набирают разными начертаниями шрифта (часто основной текст — курсивом, а перевод — прямым), причём перевод отбивают на 4—8 п. В конце эпиграфа ставят точку или иной, необходимый по смыслу знак (весьма часто — многоточие, ибо текст цитаты обрывается). В кавычки текст эпиграфа не заключают. Почти всегда имеется ссылка на источник; её набирают отдельной строкой с выделением шрифтом без точки на конце и с отбивкой от текста эпиграфа на 2—4 п.

Иногда (в художественных произведениях улучшенного оформления) эпиграф ко всей книге завёрстывают на отдельной нечетной полосе после титула, а эпиграфы к отдельным частям издания — на шмуцтитулах после названия части. Чаще эпиграф ко всему произведению размещают на первой текстовой полосе над первым заголовком в счет спуска; над таким эпиграфом может быть только графическая заставка. Эпиграфы к отдельным частям или главам размещают под названиями этих частей с достаточной отбивкой от рубрик и от текста (как правило, не менее 20 п. над эпиграфом и 12 п. под ним).

Эпиграфы всегда помещают либо в правый край полосы, либо с большим отступом слева (примерно на половину формата строки основного текста).

Порядок вёрстки предисловия, введения и вступительной статьи

Введение и предисловие почти всегда набирают шрифтом той же гарнитуры и того же кегля, что и основной текст; предисловие часто набирают также шрифтом на кегль меньше. В предисловии иногда увеличивают межстрочное расстояние (для выделения его или чтобы начать текст с нечётной полосы), во введении же этого не делают никогда. Вступительную статью чаще набирают шрифтом сниженного кегля с увеличенным межбуквенным расстоянием.

Порядок завёрстки послесловия и заключительной статьи

Послесловие и заключительную статью, как правило, набирают шрифтом той же гарнитуры, что и основной текст, но кеглем, сниженным на 2 пт. Завёрстывают их сразу же после авторского текста с нечетной полосы.

При наличии и послесловия и заключительной статьи раньше завёрстывают послесловие. После этих элементов следуют примечания, указатели и оглавление или содержание (завёрстываемое в конце издания).

Затекстовые примечания и комментарии, порядок их вёрстки

Затекстовыми примечаниями обычно называют сноски к основному тексту издания, вынесенные в конец книги (в этом случае, как правило, знаки выноски в тексте имеют порядковую нумерацию). Комментариями называют объяснение или толкование отдельных положений основного текста, также помещаемые в конце издания.

Затекстовые примечания и комментарии всегда набирают шрифтом сниженного кегля; каждое примечание набирают с новой строки с абзаца, учитывающего равнение знаков сноски в пределах полосы. Чаще всего в таких примечаниях повторяют слово, к которому относится данное примечание. Слово набирают с выделением курсивом, разрядкой, реже — полужирным и отделяют его от текста примечания точкой и тире.

В отдельных изданиях затекстовые примечания и комментарии разделяют на части, разделы или главы издания. Если тексты примечаний короткие, их можно набирать в две колонки. Завёрстывают затекстовые примечания и комментарии после послесловия или заключительной статьи, а при их отсутствии — после основного текста, всегда с нечетной полосы со спуском. Довольно часто рубрику к ним дают шапкой.

Приложения и порядок их завёрстки

Приложениями называют материалы, дополняющие, разъясняющие или иллюстрирующие текст и помещаемые в конце издания (обычно научного, учебного или технического). В качестве приложений часто помещают различные официальные материалы, таблицы, документы и т. п.

Несколько приложений (как правило, нумерованных) можно верстать все в подбор или каждое с новой полосы. Спуск обычно дают лишь перед первым приложением. Если приложения в издании отделены шмуцтитулом, то и первое приложение может быть дано без спуска.

Указатели

Указатели — это справочный материал, помогающий читателю быстро найти нужный текст в издании. Указатели заглавий помещают часто в последних номерах годового комплекта журналов.

Библиографические списки, основные особенности их набора и вёрстки

Библиографическими списками или указателями литературы называют перечни использованной в издании или рекомендуемой для углубленного изучения литературы с краткими сведениями (библиографическими записями простой структуры) о каждом упоминаемом издании. Различают прикнижные, внутрикнижные, внутрижурнальные и пристатейные указатели литературы.

В каждой библиографической записи, как правило, даются сведения об авторах, названии издания, номере тома, месте и годе издания, а для журнальных статей — об авторах, названии статьи, названии журнала, годе его издания и номере. Набор указателей литературы характеризуется применением различных видов выделений, частым использованием иностранных шрифтов, особой системой сокращений и расстановки знаков препинания.

Прикнижные списки литературы завёрстывают после приложений на отдельной полосе со спуска. Внутрикнижные и пристатейные указатели литературы (к отдельным частям, главам или статьям) размещают в подвёрстку к тексту этих разделов как дополнительный текст

Оглавление и содержание, особенности их завёрстки

Оглавление — перечень всех входящих в издание частей, разделов, глав и параграфов с указанием номеров страниц, на которых они начинаются; содержание — перечень всех разделов, статей или отдельных произведений, помещенных в издании, также с указанием номеров страниц начала каждой статьи. Они являются составной частью почти всех книжных и журнальных изданий. Оглавление или содержание размещают в самом начале или в самом конце издания (по выбору издательства).

Особенности набора оглавлений и содержаний — наличие шрифтов самых различных начертаний, большое количество разных отступов и втяжек, равнение разрядов цифр в номерах страниц и рядов отточий, отделяющих конец текста в каждой позиции от цифр. В подавляющем большинстве случаев (за исключением лишь изданий особого оформления) оглавления и содержания набирают шрифтом сниженного кегля, как правило, петитом.

Содержание или оглавление всегда набирают со спуска, оно может занимать неполную полосу (тогда его следует разместить по оптической середине полосы) или несколько полос.

Содержание (оглавление) в начале издания завёрстывают в книгах (обычно техническая, учебная и научная литература) вслед за титулом (эпиграфом, посвящением на отдельной полосе) с нечётной полосы.

В конце издания оглавление (содержание) может размещаться на любой полосе, после него следуют только выходные данные.

В журнальных изданиях содержание размещают иногда на обороте титульного листа, на самом титульном листе под шапкой, на второй или третьей полосах обложки, а в последнее время часты случаи размещения содержания журнала на узкой вклейке перед первой полосой. В этих случаях содержание может быть и без спуска.

Дополнительные тексты и основные правила их вёрстки

Основным текстом называют текст, которому принадлежит главная роль в раскрытии содержания издания — книги, журнальной статьи, газеты. Все добавочные объяснения, уточнения, примеры, описания опытов, вспомогательные и второстепенные материалы, в которых излагаются необязательные подробности или справочные сведения, а также примечания внутритекстовые и затекстовые, сноски, списки литературы, вступительные и заключительные статьи, указатели, комментарии и т. п., называют дополнительными текстами.

Дополнительные тексты набирают шрифтом сниженного кегля (по сравнению с кеглем шрифта основного текста) той же гарнитуры (иногда иной).

При вёрстке изданий с дополнительными текстами чрезвычайно важно соблюсти приводность вёрстки, то есть совпадение строк основного текста на лицевой стороне и обороте каждого листа и точность размеров всех полос. Это достигается правильным выбором отбивки дополнительных текстов от основного, причем общий размер вертикальной отбивки должен быть выбран таким, чтобы высота дополнительного текста вместе с отбивками была кратна кеглю строк основного текста, а отбивки дополнительного текста сверху и снизу должны быть либо равны между собой, либо отбивка сверху должна быть несколько меньше, чем снизу.

Очевидно, что при переходе дополнительного текста с полосы на полосу его отбивают от основного текста или сверху (когда дополнительный текст расположен внизу полосы) или снизу (когда он расположен в верхней части полосы). Однако и при этом общая высота дополнительного текста с отбивкой на полосе должна быть кратна кеглю основного текста.

Вёрстка сносок

Как завёрстывают простые сноски

Сносками называют дополнения или пояснения к основному или дополнительному текстам, помещаемые внизу страницы (или колонки) при наличии у текста, к которому данные разъяснения относятся, знака выноски (звездочки или цифры на верхнюю линию).

Сноски всегда набирают шрифтами той же гарнитуры, что и текст, но, как правило, сниженным кеглем. Так, при наборе основного текста шрифтом кг. 10 п. все сноски, как и дополнительные тексты, набирают шрифтом кг. 9 п., однако в изданиях, где основной текст набирают кг. 8 п., часто и сноски могут быть набраны тем же кеглем.

Набор каждой сноски начинают с абзацного отступа, равного абзацному отступу в основном тексте; если же на одну полосу попадают несколько сносок со знаками выноски, состоящими из нескольких звёздочек или разного числа цифр, то знаки выноски должны быть выровнены между собой, и для меньших по формату знаков выноски абзацный отступ увеличивается. После знака выноски в наборе сносок ставят полукегельную, текст каждой сноски начинают с прописной буквы и заканчивают точкой. Иногда короткие сноски набирают в подбор, разделяя их знаками тире с двухпунктовой отбивкой с обеих сторон.

Как завёрстывают сноски, которые не могут быть размещены в пределах одной полосы

Если сноска слишком велика или на полосе есть несколько сносок, последнюю из которых нельзя по каким-либо причинам полностью разместить на данной полосе, разрешается перенести её на следующую полосу, повторяя снова отбивку, линейку и продолжив перенесенную сноску. При этом на предшествующей полосе (на которой остался знак выноски) должно остаться не менее трех строк переносимой сноски, а на последующей полосе переносимую сноску нельзя начинать абзацной или концевой строкой. Если на полосе, куда перенесена часть сноски, есть ещё другие сноски, то их подвёрстывают к перенесенной сноске без отбивок со своей нумерацией.

Как завёрстывают линейку, отделяющую сноски от основного текста

Сноски от основного текста отделяют тонкой линейкой длиной 1 кв., завёрстываемой в левый край с отбивкой от текста, равной или несколько большей, чем отбивка от текста сноски.

Иногда для отделения сносок от текста используют тонкую линейку на полный формат строки набора; отбивка такой линейки, естественно, такая же, как и короткой линейки.

В некоторых изданиях при наборе текста и сносок разными кеглями линейки вообще не используют, ограничиваясь общим пробелом.

Как завёрстывают сноски на концевой полосе

Сноски на концевых полосах нежелательны, наличие их следует расценивать как ошибку издательства, однако, если они всё же есть, то завёрстывать их рекомендуется непосредственно под текстом с обычными отбивками и линейкой. После сноски ставят концовку (если она есть). Встречаются, правда, случаи, когда издательства требуют размещать сноски на концевой полосе в нижней её части, от чего издание проигрывает с точки зрения оформления.

Примечания в тексте и правила их завёрстки

Внутритекстовыми примечаниями называют дополнительный текст, разъясняющий или уточняющий основной, но помещенный непосредственно за разъясняемым текстом и снабженный словом «Примечание».

Примечания чаще всего набирают шрифтом сниженного кегля. Тогда при завёрстке их необходимо дать соответствующие отбивки. Но иногда примечания набирают шрифтом основного кегля со втяжкой, превышающей размер абзацного отступа не менее, чем на одну кегельную. В этом случае отбивок не требуется.

Слово «Примечание» набирают, как правило, с выделением — курсивом или разрядкой, с абзацного отступа, причем вторые строки должны быть набраны на полный формат без дополнительных втяжек (если все примечания набраны со втяжкой, то абзацный отступ дают сверх втяжки, а вторые строки набирают на формат со втяжкой). Если имеется несколько нумерованных примечаний, следующих одно за другим, слово «Примечание» не повторяют, а их нумерацию выравнивают по разрядам цифр, то есть первые строки каждого примечания дают с большой втяжкой (абзацный отступ плюс ширина слова «Примечание»).

Особенности вёрстки цитат

Цитатой называют дословное воспроизведение в тексте выдержки из произведений другого автора. Цитаты бывают внутритекстовые, набираемые в подбор с основным текстом, и самостоятельные, набираемые отдельными абзацами.

Внутритекстовые цитаты набирают шрифтом того же кегля, что и текст, иногда с выделением, обязательно в кавычках. Такие цитаты верстают так же, как и текст.

Самостоятельные цитаты набирают шрифтом меньшего, а иногда и большего кегля. При вёрстке, естественно, требуется их отбивка, обеспечивающая приводность вёрстки.

Если цитата набрана со втяжкой, то последняя должна быть больше абзацного отступа хотя бы на кегельную.

Как правило, цитата заканчивается ссылкой на источник или просто фамилией автора в скобках. Если такую ссылку дают в сноске, то непосредственно за цитатой ставят знак выноски без отбивки от кавычки, заканчивающей цитату. Пропуски в цитатах, начало цитаты с середины предложения или окончание её не в конце предложения обозначают многоточиями, которые не отбивают от начала и конца цитаты и от слов, у которых сделан перерыв; после многоточия в этом случае ставят пробел. Кавычки от многоточия также не отбивают. Самостоятельные цитаты могут быть набраны и без кавычек.

Перечисления, правила их набора и вёрстки

Перечислениями называют тексты, разбитые на пункты и подпункты, имеющие цифровое или буквенное обозначение. Перечисления могут быть набраны тремя способами: все пункты в подбор с разделением запятыми или точками с запятой, все пункты с абзацного отступа или со втяжками вторых строк с разделением точками или точками с запятой. В первом случае перечисления набирают шрифтом кегля основного текста; для вёрстки они являются простым текстом. В двух последних случаях возможно использование основного кегля или же снижение кегля, тогда при вёрстке перечисления отбивают от основного текста так же, как дополнительный текст.

Нумеруют перечисления арабскими цифрами с точкой или со скобкой, прописными или строчными буквами русского алфавита с точкой или скобкой, реже — римскими цифрами или латинскими буквами. Каждый пункт перечисления начинают с прописной лишь в случаях, когда в конце каждого пункта стоит точка, в остальных случаях — со строчной. Цифры, обозначающие отдельные пункты, должны быть выровнены по разрядам в пределах каждой полосы, за исключением случаев, когда пункты набраны с абзацного отступа и текст в каждом пункте достаточно велик.

После обозначения пункта и знака (точка, скобка) всегда ставят полукегельную. Если вторые строки перечислений набирают со втяжкой, то начало всех строк должно быть выровнено, то есть втяжку подсчитывают, как сумму размеров абзацного отступа, цифрового обозначения, знака за ним и полукегельной отбивки.

При переносе перечисления с полосы на полосу рекомендуется заканчивать полосу полным пунктом, то есть начинать следующую полосу с нового пункта. Как и во всех случаях, совершенно недопустимы висячие строки, то есть абзацные отступы (начала пунктов) в конце полосы или концевые строки (окончание пункта) в начале полосы.

Втяжка — способ нешрифтового выделения ряда строк в тексте путем их набора меньшим, чем текст издания в целом, форматом.

Обычное расположение отдельных элементов издания при вёрстке

Обычный порядок вёрстки всех элементов издания (если они имеются) может быть следующим:

  • авантитул или издательская марка на первой полосе
  • контртитул или фронтиспис — на второй полосе
  • титул — на третьей полосе (если все ранее перечисленные элементы отсутствуют, то на первой)
  • аннотация, а иногда и выпускные данные на обороте титула; посвящение или эпиграф ко всей книге — пятая (третья) полоса с пустым оборотом
  • на следующей нечётной полосе может (по оригиналу) размещаться содержание или оглавление; за ним — снова с нечётной полосы — вступительная статья, далее (опять с нечётной полосы) — предисловия; после всех предисловий на нечётной полосе — введение или (при его отсутствии) начало текста.
  • По окончании основного текста обычно следуют: послесловие, заключительная статья (желательно с нечётной полосы), затекстовые примечания и комментарии (обычно с нечётной полосы со спуском, а иногда и со шмуцтитулом), приложения (всегда с нечётной полосы со спуском, при наличии шмуцтитула — можно без спуска), списки литературы со спуском на отдельной полосе, указатели — также с новой полосы со спуском, оглавление или содержание (с новой полосы со спуска) и, наконец, выпускные данные на отдельной полосе (по оптической середине или снизу) или на последней полосе оглавления (внизу на полный формат).
  • После выпускных данных иногда можно разместить книжные объявления или полосы «для заметок», но чаще их помещают после оглавления до выпускных данных.

 

 

Поделиться: