Принципы дизайна

Часть I. Оформление текста. Четыре основных правила

ПОВТОР

Правило повтора гласит, что следует повторять некие элементы оформления на протяжении всего проекта. Повторяющимися элементами могут быть жирный шрифт, подчеркивание жирным (линия), какой-нибудь специальный символ, цвет, элемент дизайна, особый формат, пространственные расположения элементов текста и т. д. Это может быть все что угодно - то, что читатель будет узнавать.

Вы уже наверняка используете правило повтора в своей работе. Например, когда вы набираете все заголовки шрифтом одинакового размера и ширины, когда вы добавляете декоративную линию на расстоянии 1,25 см от нижнего края каждой страницы, когда вы используете один и тот же специальный символ при оформлении всех списков на протяжении всей работы - все это примеры повтора. Новичкам необходимо научиться развивать эту идею - превратить незатейливый повтор в видимый ключевой элемент, связывающий весь текст.

Повтор можно рассматривать как "последовательность". Когда вы просматриваете восемь страниц рабочего отчета, именно благодаря повтору определенных элементов, их последовательности вы понимаете, что эти восемь страниц принадлежат одному документу. Если на странице 7 нет повторяющегося элемента, который напрашивается, поскольку есть на странице 6, то весь отчет теряет единообразие.

Правило повтора выходит за пределы простой естественной последовательности - это сознательное объединение всех частей оформления. Здесь приведена все та же визитная карточка, с которой мы работали раньше. Я ввела в нее повторяющийся элемент - тяжелый жирный шрифт. Взгляните на визитку еще раз и обратите внимание на то, как движется ваш взгляд. Когда вы доходите до номера телефона, куда вы смотрите потом? Возвращаетесь ли вы в начало, к другому элементу, выполненному жирным шрифтом? Это особый зрительный фокус, который дизайнеры всегда используют, чтобы управлять взглядом читателя, задерживать его внимание на странице как можно дольше.

Когда вы дочитываете текст до конца, начинает ли ваш взгляд бесцельно скользить по карточке?
А теперь, когда вы дочитываете информацию, куда перемещается ваш взгляд? Вы чувствуете, как он перескакивает снизу вверх между двумя элементами, набранными жирным шрифтом?

Если ваша публикация оформлена жестко и единообразно, вы можете смело вводить в нее некоторые неожиданные элементы. Я посоветовала бы вам приберечь эти "неожиданности" для тех частей текста, к которым вы хотите привлечь наибольшее внимание.

Чтобы создать единообразный деловой пакет, состоящий из визитной карточки, печатного бланка фирмы и конверта, вам необходимо использовать правило повтора подчеркнуто настойчиво, причем не только на протяжении отрывка каждого текста, но и между всеми отрывками. Ведь вы хотите, чтобы человек, получивший ваше письмо, сразу понял, что вы - тот, кто на прошлой неделе вручил ему свою визитную карточку. Поэтому постарайтесь подобрать такие средства верстки, которые позволят вам выравнивать буквы относительно какого-либо элемента неподвижной части оформления.

Вы можете убедиться, что блок текста максимально сдвинутый в левый край страницы, выглядит очень впечатлающе.
 

Подведем итоги

Повтор заметных элементов оформления на протяжении всего текста объединяет и скрепляет текст, связывая те его части, которые в противном случае казались бы разъединенными.

Основная цель

Цель повтора - объединить и добавить внешней привлекательности. Не пренебрегайте внешней привлекательностью страницы: если текст выглядит интересно, вероятность того, что его прочтут, значительно возрастает.

Как этого достичь

Принимайте повтор как возможность быть последовательным, каковым, я уверена, вы уже являетесь. А теперь немного смелее разрабатывайте уже имеющиеся в работе повторы: можете ли вы превратить некоторые повторяющиеся элементы в сознательный графический прием вашего оформления, как, например, с заголовком? Используете ли вы линию толщиной в один пункт для подчеркивания низа страницы и каждого заголовка? Почему бы вам вместо нее не применить линию толщиной в четыре пункта, чтобы повторяемый вами элемент стал более энергичным и эффектным?

Теперь подумайте, возможно ли ввести какой-нибудь повторяющийся элемент просто ради создания повтора. У вас в тексте есть пронумерованные списки? А что, если применять для нумерации особо выделяющийся шрифт или вывернутые цифры, а затем повторить такое оформление во всех пронумерованных списках публикации? Сначала найдите уже существующие повторы, а потом просто усильте их. Когда вы привыкнете к самой идее повтора и создаваемому им внешнему виду, начните создавать повторяющиеся элементы, с тем чтобы усилить эффект и сделать более четким смысл.

Повтор сродни подчеркиванию одежды аксессуарами. Если женщина одета в чудное вечернее платье черного цвета и роскошную черную шляпу, она может подчеркнуть свой наряд красными туфлями на каблуках, красной губной помадой и крошечным красным букетиком роз, приколотым к корсажу.

Чего следует избегать

Постарайтесь избегать чрезмерного использования повторяющихся элементов, тогда повторение начинает раздражать или подавлять. Помните о контрасте (о контрастном шрифте читайте в следующем разделе). Например, если бы чарующая незнакомка была одета в черное вечернее платье и при этом на ней были бы красная шляпа, красные серьги, красная помада, красная сумочка, красные туфли и красное пальто, то такой повтор не создал бы потрясающего и объединяющего контраста - ее наряд выглядел бы кричаще, и эффект был бы потерян.

Поделиться: