Принципы дизайна

Часть I. Оформление текста. Четыре основных правила

Ниже приведено краткое описание этих правил. Хотя они рассматриваются каждое отдельно, помните, что на практике эти правила взаимосвязаны. Редко вы будете применять только одно правило.

Контраст

Правило контраста заключается в том, чтобы избежать расположения на странице одинаковых элементов. Если эти элементы: шрифт, цвет, размер, толщина штриха, контур, пробелы и т. д. - не означают одно и то же, их следует оформлять по-разному. Нередко контраст - наиболее важное привлечение внимания к странице.

Повтор

Повторяйте наглядные детали оформления на протяжении всей работы. Можно повторять цвет, контур, гарнитуру шрифта, размеры, линейки и т. д. Это помогает повысить организованность текста и усилить единообразие.

Выравнивание

На странице ничто не должно размещаться случайно. Каждый элемент нужно зрительно связывать с другими элементами. Это придает странице аккуратный, утонченный и чистый внешний вид.

Приближенность

Элементы, которые относятся друг к другу, должны располагаться рядом. ОНИ ЯВЛЯЮТСЯ единым целым, а не несколькими отдельными фрагментами. Это помогает организовать информацию и уменьшает пустоты.

ПРИБЛИЖЕННОСТЬ

Очень часто в дизайнерских работах новичков слова, фразы и графические изображения растянуты по всей странице, настолько заполняя все углы и занимая все пространство, что совершенно не остается пустот. Вероятно, новички боятся открытого пространства. Когда элементы оформления рассыпаны по всей странице, она кажется неорганизованной, и информации не воспринимается читателем с первого взгляда.

Согласно правилу приближенности, взаимосвязанные смысловые элементы должны быть сгруппированы, расположены как можно ближе друг к другу, чтобы они выглядели как одна логическая группа, а не как набор бессвязных элементов. Элементы или части текста, не имеющие отношения друг к другу, не должны располагаться рядом с теми элементами, которые дают читателю мгновенный зрительный ключ к пониманию организации и содержания страницы. Это правило наглядно представлено на следующих страницах.

Оформляя рекламную листовку, рекламный проспект или какой-либо другой материал, вы знаете, какие элементы информации связаны логически, какую информацию следует выделить, а какую - приглушить. Это можно выразить графически, сгруппировав текст.

CD ROMs
CD ROMs
Children's CDs
Educational CDs
Entertainment CDs
Laser discs
Educational
Early learning
Language arts
Science Math
Teacher Tools
Books
Teacher tools
Videos
Hardware & Accessories
Cables
Input devices
Mass storage
Memory
Modems
Printers & supplies
Video and sound



 

CD ROMs
CD ROMs
Children's CDs
Educational CDs
Entertainment CDs
Laser discs

Educational
Early learning
Language arts
Science Math

Teacher Tools
Books
Teacher tools
Videos

Hardware & Accessories
Cables
Input devices
Mass storage
Memory
Modems
Printers & supplies
Video and sound

Совершенно очевидно, что этот список необходимо привести в порядок, для того чтобы он стал понятным. Самый главный недостаток этого списка - очень близкое расположение элементов, которое не дает возможности увидеть их взаимосвязь и организацию.   Этот же список оформлен зрительными группами. Я уверена, что вы уже автоматически делаете это, - я просто предлагаю вам сделать это осознанно и более подчеркнуто. Обратите внимание, что я добавила немного контраста заголовкам и повторила и этот контраст, и подчеркивание (линию).

ЕСЛИ несколько текстовых элементов расположены рядом, они зрительно воспринимаются кик единое целое, а не как несколько разных фрагментов текста. Связанные но смыслу элементы должны быть сгруппированы. Особое внимание обращайте на то, куда движется ваш взгляд: с чего вы начинаете просмотр страницы; каким путем вы следуете; где заканчивается просмотр; куда перемещается ваш взгляд после прочтения всего текста? Необходимо придерживаться логики текста - от определенного начала к определенному концу.

Основная цель правила приближенности - организовать текст. Другие правила тоже направлены на это, но даже только простая группировка взаимосвязанных элементов автоматически создает ощущение организованности текста. Если информация хорошо организована, вероятность того, что ее прочтут и запомнят, более высока. В результате достигается еще и побочный эффект - более привлекательные (более организованные) пробелы (так любимые дизайнерами).

Слегка прищурьтесь и сосчитайте, сколько раз ваш взгляд остановился на зрительных частях текста, расположенных на странице. Если на странице более 3-5 групп (хотя, конечно, это зависит от текста), подумайте, какие отдельные части можно сгруппировать, чтобы зрительно слить их в единое целое.

Избегайте расположения на одной странице слишком большого числа отдельных элементов.
Не лепите информацию по углам или только в середине.
Избегайте располагать одинаковые пробелы между элементами текста, за исключением случаев, когда каждая группа текста является частью подраздела.
Избегайте даже малейшей путаницы между заголовком, подзаголовком, подписями, рисунками и т. п. и прилегающим к ним материалом. Создайте ощущение единства элементов текста, располагая их как можно ближе друг к другу.
Не связывайте между собой элементы, которые не имеют отношения друг к другу. Если элементы не связаны, отделите их друг от друга.

ВЫРАВНИВАНИЕ

Дизайнеры-новички стремятся разместить текст и рисунки на странице везде, где только есть свободное место, не учитывая другие элементы текста. Это можно сравнить с легким беспорядком на кухне: чашка - тут, тарелка - там, салфетка - на полу, чайник - в раковине, на полу лужа. На уборку подобного беспорядка на кухне не уйдет много времени, так же как и на то, чтобы привести в порядок "замусоренное" оформление текста, который всего лишь плохо выровнен.

Правило выравнивания гласит, что ничто не должно быть расположено на странице случайно. Каждый элемент текста должен быть зрительно связан с другими элементами страницы. Правило выравнивания требует от вас осмотрительности - вы больше не сможете просто так везде раскидывать текст по странице, только чтобы заполнить ее. При выравнивании частей текста на странице получается связное целое. Даже если элементы текста фактически отделены друг от друга пробелами, их и зрительно, и мысленно связывает воедино невидимая линия, по которой эти элементы выровнены. Хотя вы и отделите некоторые элементы текста, чтобы указать характер их взаимосвязи (используя правило приближенности), именно правило выравнивания даст читателю возможность понять, что элементы принадлежат одному текстовому отрезку, даже если они разнесены.

Склонны ли вы автоматически все выравнивать по центру? Выравнивание по центру наиболее распространено среди новичков: оно выглядит безопасно и дает чувство уверенности. Выравнивание по центру придает тексту более официальный, более уравновешенный, более стандартный и зачастую прямо-таки безликий вид. Обратите особое внимание на оформление страниц, которые вам нравятся. Я уверена, что наиболее изысканные из них выровнены не по центру. Я понимаю, что новичку трудно отказаться от выравнивания по центру; поначалу вам придется заставлять себя делать это. Попробуйте совместить намеренно сильное выравнивание по левому или по правому краю с использованием правила приближенности - и вы будете поражены тем, насколько изменится ваша работа.

 
Это типичная обложка доклада, верно? Такое стандартное выравнивание выдает скучную, почти любительскую работу и может повлиять на чье-либо первоначальное отношение ко всему тексту доклада.
 
Энергичное выравнивание текста по левому краю создает более утонченное впечатление от обложки. Хотя имя автора и отстоит далеко от заглавия, невидимая пиния энергичного выравнивания связывает два блока текста воедино.
 

НИЧТО не должно быть расположено на странице случайно. Каждый элемент должен иметь определенную зрительную связь с другими элементами таблицы.

Единство - важное понятие в дизайне. Чтобы все элементы текста выглядели едиными, скрепленными, взаимосвязанными, должна существовать некая зрительная связь между отдельными элементами. Даже если отдельные элементы страницы не расположены рядом друг с другом, они могут казаться связанными, родственными, едиными с другой информацией только благодаря их местоположению. Взгляните на те дизайнерские проекты, которые вам нравятся. Неважно, что хорошо оформленный текст сначала кажется беспорядочным и хаотичным, вы наверняка обнаружите внутри него линии выравнивания.

Основная цель выравнивания - объединить и организовать информацию на странице. В результате вы как будто собираете все детские игрушки, разбросанные по полу гостиной, и укладываете их обратно в ящик.

Как правило, именно строгое выравнивание (конечно, в сочетании с соответствующим шрифтом) придает тексту либо изысканный, либо официальный, либо смешной, либо серьезный вид.

Думайте о том, куда вы помещаете элементы текста. Всегда находите в тексте что-либо, по чему можно выровнять элементы, даже если выравниваемые части текста расположены далеко друг от друга.

Избегайте использования более чем одного вида выравнивания на странице (то есть не ставьте один текст в центр, а другой - в правый край).

И, пожалуйста, постарайтесь избавиться от привычки выравнивать текст по центру, за исключением случаев, когда вы сознательно создаете более официальную, уравновешенную (часто безликую) презентацию. Выбирайте выравнивание по центру осознанно, не делайте этого случайно.

Поделиться: